Пришлось заменить поход на монумент просмотром фильма про Таню Савичеву.
И так Леночка впечатлилась, что непременно захотела съездить и посмотреть отлитый в камне дневник Тани.
Сказано-сделано. Берём

Первая остановка на 3-м километре Дороги Жизни на мемориале «Цветок жизни».
На высоком берегу небольшой речки Лубьи стоит белый каменный цветок на 10-метровом стебле. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». Около него гранитная плита со словами «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941-1944».

Около цветка берёзовая роща из 900 берёз – по числу дней блокады. На берёзах пионерские галстуки.

В рощице обнаружен памятник А.Д. Левенкову – автору мемориалов Зелёного Пояса Славы обороны Ленинграда. Очень огранична и уместна здесь эта плита.

За рощей на берегу речки Лубья оставлены надолбы и противотанковый ёж.

От Цветка проходим по аллее Дружбы, на которой установлены 5 монументальных плит с трогательными текстами, посвящёнными подвигам юных защитников Ленинграда.

Подходим к насыпному холму, где в 1971 году установили каменные листки дневника Тани Савичевой.

Оставляем Тане цветы и двигаемся дальше.

Мемориал слева от дороги на Румболовской горе мы проскочили. Удобной парковки не было, поэтому на листья дуба и лавра и символизирующий новую жизнь жёлудь посмотрели из окна.
Следующая остановка во Всеволожске. 10-й километр Дороги Жизни.

Мемориальное захоронение с памятниками, крестами и плитами.

Здесь целый комплекс памятников. Силы ещё есть, изучаем все.

Внимание детей привлекает памятник жертвам концлагерей с колючей проволокой и детскими игрушками. Кратко рассказываю что такое концлагеря и почему. Говорить длинно и красиво не получается – подступают слёзы. Наверно, это генетическая память Ленинградцев.

Здесь не только памятники жертвам Второй Мировой, но и воинам, павшим на полях Чеченской войны. А ещё жертвам авиакатастрофы в Египте в 2015. Но внимание детей привлёк памятник «Помни Чернобыль», действительно интересный и осмысленный.

Но главный экспонат, который мы хотели здесь посмотреть – полуторка. Легендарный ГАЗ-АА, снабжавший оккупированный город продовольствием и вывозивший детей. Напротив очередной храм, которых достаточно вдоль маршрута. Но мы не по этой части, поэтому возложив цветы к полуторке, двигаем дальше.

На 12-м километре останавливаемся у участка Дороги Жизни, сохранённого как исторический памятник военного времени. Поясняем детям, что ехали не в комфортабельной современной машине с рессорами, кондиционером, ремнями, креслами, магнитолами по хорошему (на удивление!) асфальту, а в кузове вот такой полуторки по булыжнику, грязи, снегу и льду. И пробуем представить, сколько времени уходило на преодоление 47 километров сухопутного участка Дороги Жизни.

Дальше 17-й километр. Оставляем гвоздичку Катюше. Не той, которая выходила на берег, а той, которая била врагов.

Между 30-м и 31-м километрами Дороги Жизни, у деревни Ириновка, находится Братское кладбище. Там захоронены и воины советской армии, защищавшие окупированный город, и простые ленинградцы. Вдоль шоссе протянулась стена из красного кирпича, на ней таблички с увековеченными на ней именами. По разным данным там захоронено около 500 человек. Рядом с красной стеной точно также вытянулась мемориальная плита со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Остановились. Поклонились. Оставили гвоздичку.

Перед стеной несколько стел с историями погребенных, с указанием тех, кто не выжил, кто как мог помогал городу, и тех, кто не дожил до эвакуации.

Наша следующая остановка перед самым Разорванным кольцом, в деревне Ваганово
Каково было наше удивление, когда мы с трудом отыскали наглухо закрытый блиндаж между ларьком с рыбой, лесом, картофельным полем и чьим-то участком с громко лаявшей собакой. Никаких табличек, указателей или информашек.

Сооружен он по инициативе и по предложению Совета ветеранов, служивших в войсках связи фронта Ленинграда. В этом районе во время войны располагался пункт связи этого фронта. Он соединял подводным кабелем (по дну озера) блокадный Ленинград с большой землей. Постоянную и бесперебойную работу этого пункта («Тройка-1») обеспечивали связисты 376-го батальона и 26-го отдела полка связи.

Ну а дальше нас ждала неспокойная ветреная Ладога.

Продолжение следует
Journal information
писателейблогеров есть темы, на которые писать легко и приятно. А есть такие, на которые писать надо, но сложно. Кто-то не может писать о политике... Кому-то усиленное слюноотделение мешает писать о еде. Кто-то заливает слезами клавиатуру, ещё только поставив тег…