Alex & Kaa (alex_anv) wrote,
Alex & Kaa
alex_anv

Categories:

Чайковский vs Вагнер

Мариинка-2. «Лоэнгрин». В первый раз в жизни (и, скорее всего, в последний) занесло меня на Вагнера. И оказался он совсем-совсем не моим композитором. Но речь сейчас не обо мне.

Итак, несколько раз за вечер я своим совершенно немузыкальным слухом вычленяла какие-то до боли знакомые фрагменты. А один из них просто резанул: это же Чайковский, «Лебединое озеро»! Вот редиска нехороший человек этот Пётр Ильич – подумала я, – позаимствовал фрагмент у Вагнера. И вдруг задумалась – а кто у кого позаимствовал? Время-то примерно одно – середина 19 века. Пришлось затеять небольшое журналистское расследование. И вот что я узнала…

КДПВ. Тот самый фрагмент, который все-таки Чайковский спёр взял у Вагнера, а позже Гайдай спёр использовал в своём гениальном фильме (нужный фрагмент с 1:33):



«Лоэнгрин» был представлен уважаемой публике в 1850 году в Веймарском оперном театре. В это время Пете было 10 лет. Так что вопрос об авторстве этого фрагмента отпадает. Автор – Вагнер.

Лишь в 1877 году состоялась премьера балета «Лебединое озеро» в Большом театре в Москве.

Чайковский всю жизнь внимательно изучал творчество своего коллеги, писал статьи, публиковал отзывы. В 1876 году в Байрейте состоялось личное знакомство Чайковского и Вагнера. Уже в конце жизни, в 1891 году, он как бы подвел итог своему отношению к Вагнеру: «Преданно склоняясь перед пророком, я не исповедаю религии, которую он создал». (подробно http://www.tchaikov.ru/wagner.html)

Но и это еще не всё. Оказывается, «Лоэнгрин» не зря вызвал у меня ассоциации с «Лебединым озером».

Альпы. Бавария.
В средние века баварские менестрели воспевали подвиги «Лебединых рыцарей», совершённые во имя Святого Грааля. Лебединый рыцарь Лоэнгрин приплыл на лодке, влекомой Белым Лебедем по Лебединому озеру, на помощь Эльзе, герцогине фон Брабант.
Видимо, под пение тех самых менестрелей в XII веке между двух горных озер – Шванзее (Лебединое озеро) и Альпензее (Альпийское озеро) шванриттерами (лебедиными рыцарями) был построен Замок Хохеншвангау (Высокий лебединый край).
Высокие горы окружали озёра с юга, дремучие леса с севера.
Рыцари Швангау владели замком несколько столетий.
В XVI веке рыцари Швангау покинули берега Лебединого озера.
Хохеншвангау постепенно разрушался, особенно пострадав во время наполеоновских войн 1800-1809 годов.

Кронпринц Баварии Максимилиан, будущий король Максимилиан II, купил эти руины из-за прекрасной местности, и с 1832 по 1836 год замок был выстроен заново под именем Нойшванштайн. Король Людвиг II провёл в этом замке большую часть жизни, здесь он принимал композитора Рихарда Вагнера. Сохранившаяся по сей день бывшая столовая (Зал лебединого рыцаря) поражает прежде всего своей настенной живописью: здесь можно увидеть изображения из саги о лебедином рыцаре Лоэнгрине, которые однако не являлись иллюстрациями к опере Вагнера, написанной несколько позднее (живописные полотна были исполнены в 1835 году). Лебединый мотив — то, чем пронизана вся архитектура и художественные украшения замка. Лебедь — геральдическая птица старинного рода графов Швангау.
Замок и деревня Хоэншвангау.
Справа — Шванзее, слева — Альпзее

Но вернемся в Россию.
В 1875 году уже известный композитор Чайковский получает заказ от заведующего репертуаром императорских театров Москвы В.П.Бегичева написать романтический балет. Это должен быть первый русский национальный балет на симфоническую музыку. Пётр Ильич принял самое живое участие в создании либретто нового балета, требуя, чтобы сюжет был обязательно средневековый и фантастический.
Вспоминая «Лоэнгрина» Вагнера и слышанные от Клиндворта истории о сказочном «лебедином» короле Людвиге (да и не только от Клиндворта – вся Европа тогда говорила о Людвиге II Баварском), Пётр Ильич решил назвать новое сочинение «Озеро лебедей». Но воспеть Лебединое озеро, не побывав там, Чайковский не мог, и вот в 1876 году он едет в Баварию.
1876 год – год основания организации «Земля и воля», в этом году Чайковский познакомился с Львом Толстым, но, конечно, премьера «Кольца Нибелунгов» в Байрейте несомненно была главным событием года. И не только для Чайковского. Для спектакля Людвигом был построен не только театр, но и железная дорога, по которой зрители могли прибывать на премьеру. «Кольцо Нибелунгов» поражало своим размахом. Опера шла четыре дня – сам Людвиг вместе с Вагнером слушал и смотрел ее без публики с 6 по 9 августа. Пётр Ильич приехал накануне первого публичного представления – 12 августа. Его встретил старый друг Карл Клиндворт. Он организовал через несколько дней встречу Чайковского и Вагнера. Встреча прошла в доме Вагнера, в глубине сада. На фасаде дома Чайковский прочитал: «Здесь, где покой нашли мои мечты, мечты покой я назову тебя, мой дом...»


Здесь бы надо остановиться, но дальше было так интересно, что я не смогла... Так что кому интересно про Чайковского и рок озера, висящий над ним, – можете читать дальше. Кому совсем интересно – основная информация отсюда http://www.vavilon.ru/metatext/risk3/novikov.html. Ну а кому надоело – спасибо за внимание!


Вернувшись в Россию после знакомства с Вагнером, Пётр Ильич с удвоенной силой принялся за работу. Балет был написан, и нужно было его поставить. Партитура «Лебединого озера» оказалась настолько необычной и новой, что поставила в тупик деятелей балета. Да и средств у дирекции московских императорских театров было меньше, чем у Вагнера. Декорации и костюмы использовались от других спектаклей. Небогат был и сам Пётр Ильич. Но тут в его жизни произошло странное событие: в конце 1876 года некая дама решила оказывать материальную поддержку композитору. Она писала письма Петру Ильичу, давала деньги, но отказывалась показываться на глаза. Они переписывались 13 лет. Её звали Надежда Филаретовна фон Мекк. А весной 1877 года он получил ещё одно письмо. Это было вскоре после премьеры «Лебединого озера», которая состоялась 20 февраля 1877 года. Письмо было от Антонины Ивановны Милюковой, выпускницы консерватории. Она страстно признавалась ему в любви...
Близкий друг Петра Ильича Н.Д.Кашкин писал: «Нужно было очень хорошо знать Чайковского, чтобы понять ту тесную связь, какая у него устанавливалась между его собственным существованием и жизнью героев тех произведений, над которыми он работал». Оскар Уайльд писал о таинственном влиянии искусства на жизнь. Чайковский повторил ошибку Зигфрида. Он перепутал Одетту и Одиллию. 20 мая они встретились, 6 июля Антонина Ивановна Милюкова стала Антониной Ивановной Чайковской. Уже вскоре после свадьбы он пишет своей невидимой покровительнице: «Мне показалось, что я, или, по крайней мере, лучшая часть моего я, т.е. музыкальная, – погибла безвозвратно». И чтобы до конца следовать сценарию своего балета, Чайковский решается уйти из жизни. В конце сентября 1877 года он ищет гибели в волнах Лебединого озера – но озера нет поблизости, и Пётр Ильич пытается погибнуть в Москва-реке. «Я вошёл в воду с твердой уверенностью, что мне не миновать смерти...» – но силы судьбы были рядом, и «ледяная ванна прошла для меня без всяких последствий,» – рассказывал он позже другу Кашкину. Вслед за чудесным спасением его постигло нервное расстройство. Петра Ильича увезли в Петербург, а оттуда – за границу...
Время шло своим чередом. В 1883 году умер Вагнер. Король Людвиг II одиноко проводил время в своих арабских курительных среди грез. Замки, которые он строил для себя, ему даже некому было показать. Политические враги с помощью интриг в 1886 году добились отстранения короля, ареста и заточения в замке Берг на берегу Штанбергского озера. 13 июня 1886 года, на следующий день после ареста, тело короля Людвига II было найдено в водах Штанбергского озера. Недалеко от тела короля было обнаружено тело единственного свидетеля этого загадочного политического убийства – это был профессор Гудден.
Узнав о смерти короля-лебедя в водах озера через десять лет после их тайной встречи, Чайковский погрузился в глубокие раздумия. Не являлся ли он причиной гибели героя реального, как до этого стал автором гибели героя балетного? Или он лишь пророчески предвидел? Так или иначе, но Пётр Ильич обратился к Мариусу Петипа с предложением поставить «Лебединое озеро» в новой редакции в Петербурге на сцене Мариинского театра. Петипа с радостью согласился. Но осуществить постановку смог только после смерти Петра Ильича в ночь с 24 на 25 октября 1893 года. По официальной версии, Чайковский умер от стакана сырой воды...




Tags: театр
Subscribe

  • О спорте

    В нашем доме даже кошки смотрят биатлон. «Стреляй, Горыныч! Терять тебе уже нечего!»

  • Осень поздняя, но прекрасная

    Тот случай, когда люди живут в Токсово, любят гулять, завели собаку, но выбраться в лес смогли только в конце октября, когда я приехала к ним на дачу…

  • Весенние котоваляния

    Весна – любимое время для всех, особенно для котегов. Что может быть лучше, чем, вкусно покушав, валяться на тёплом ковре, нежась в лучах…

promo alex_anv february 26, 2018 14:33 49
Buy for 200 tokens
У всех писателей блогеров есть темы, на которые писать легко и приятно. А есть такие, на которые писать надо, но сложно. Кто-то не может писать о политике... Кому-то усиленное слюноотделение мешает писать о еде. Кто-то заливает слезами клавиатуру, ещё только поставив тег…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments