Alex & Kaa (alex_anv) wrote,
Alex & Kaa
alex_anv

Categories:

Огненный ангел. Мариинка

Честно: были ооочень большие сомнения, когда появилась возможность взять билеты на эту оперу Прокофьева.
Чёрт его знает, что за ангел... Никто не видел, никто не в курсе. Попытка прочитать либретто (трижды) не привела к успеху – яснее содержание оперы не стало.
Всё решил состав. Лучшие и любимые не могут исполнить плохо. Тем более когда за пультом Гергиев, да ещё и запись ведётся.



Итак, билет в кармане, но душа неспокойна: уж очень странное либретто (я вообще питаю искреннюю редакторскую нелюбовь к мариинским либреттистам – они умудряются в десяти предложениях запутать всё так, что даже с поллитрой не всегда разберешься).

Поэтому было принято внезапное решение: скачала в телефон роман Брюсова «Огненный ангел», по которому, собственно, и поставлена опера. И два дня посвящала каждую свободную минуту именно ему.
К сожалению, дочитала только до середины – времени не хватило. Но даже это мне сильно помогло. У меня (в отличие, кажется, от большинства зрителей) было понимание происходящего на сцене. И это было здорово!

Понятно, что постановка сделана очень "по мотивам". Но в целом канва романа соблюдена. Автором либретто взяты отдельные фрагменты (и их выбор меня, зачастую, удивлял). Многие важные для смысла и понимания куски выкинуты, зато вставлены не столь наполненные смыслом, но красивые. Понимаю. Опера. Автор так видит.

Перейду от букв к нотам. Сергей Прокофьев. Собственно, этим всё сказано. Музыка сложная, необычная, неклассическая. Оркестр не то что полный: мне кажется, они еле поместились в яме. Задействовано какое-то страшное количество инструментов. Слушать эту музыку отдельно я бы не стала. Да и вокально назвать оперой этот набор речитативов сложно. Но в сочетании с сюжетом и, главное, картинкой на сцене, всё срослось воедино.

Постановка очень смелая. Сцена сжата до небольшого пространства реального мира в центре, а по периметру действие сопровождают Бесы. «Маленькие», как спокойно называет их Рената в романе. Пара ярких главных героев с прекрасными голосами оттеняется бесцветными, гибкими, пластичными, беззвучными демонами.



Очень хочется написать банальность про борьбу добра со злом, но нет здесь этой борьбы. Есть сосуществование ангелов и демонов в каждом человеке и в мире вокруг. Нет оценочных выводов. Есть открытый финал... (Хотя финал-то как раз подкачал. Видимо, Рената должна была быть распята на фоне лучей или сожжена, или даже вознесена – но картинка была рассчитана исключительно на первый ряд царской ложи. Зрители всех других мест цельной картинки не увидели. Галерка осталась в недоумении гадать, что же нам хотели показать и что мы могли бы увидеть с правильного ракурса).



Прекрасная Елена Стихина была совершенно безумна в роли Ренаты. Евгений Никитин (Рупрехт) следовал за её безумием как истинный рыцарь. Оркестр безумствовал под управлением Маэстро. Все и всё сложилось в этот вечер. Долгие аплодисменты потрясённого зала показали, что постановка зашла на ура! (Представляю, какой ультрасовременной и взрывной бомбой стала эта опера, поставленная в Мариинке в 1991 году!)

Резюмирую: Брюсова – читать! Оперу – слушать! «Огненный ангел» – потрясающе прекрасен при должной подготовке.

За фото и компанию искренне благодарю pink_mathilda
Tags: Мариинка, театр
Subscribe

promo alex_anv february 26, 2018 14:33 49
Buy for 200 tokens
У всех писателей блогеров есть темы, на которые писать легко и приятно. А есть такие, на которые писать надо, но сложно. Кто-то не может писать о политике... Кому-то усиленное слюноотделение мешает писать о еде. Кто-то заливает слезами клавиатуру, ещё только поставив тег…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments